Попасть в личный кабинет без кода или серьезного взгляда в камеру не получится.
Для входа на портал госуслуг теперь требуется дополнительное подтверждение личности. Такие правила начали действовать для всех пользователей с 28 октября. Зайти по старинке можно только один раз, чтобы выбрать один из трех доступных механизмов защиты личных данных.
На страже информации
Суть двухфакторной аутентификации заключается в том, что помимо пароля система требует дополнительное подтверждение. Это нужно для повышения безопасности и защиты персональных данных россиян, объяснили в Минцифры.
Те, кто не установил второй фактор защиты до 28 октября, при входе в аккаунт увидят баннер с его вариантами. Отказаться от выбора не получится, иначе доступ к порталу госуслуг станет недоступен. Однако впоследствии можно изменить свои настройки в разделе «Безопасность».
Телефон под рукой
Самый простой путь — выбрать для подтверждения личности код из СМС. Перед этим стоит проверить, какой номер телефона прикреплен к личному кабинету на портале. Если он недоступен или устарел, его можно обновить через приложение банка-партнера или в ближайшем МФЦ. Перечень подходящих банков размещен на портале госуслуг.
Однако даже на правильный номер СМС по разным причинам может не дойти. «Необходимы следующие действия — перезагрузить телефон, проверить, находитесь ли вы в зоне доступа, есть ли сигнал сотовой связи, не включен ли авиарежим, проверить, не включен ли спам-фильтр в телефоне или приложении оператора, если работают приложения, блокирующие СМС-спам, отключить их, удалить часть старых СМС, очистить память телефона и сим-карты», — рассказал порядок действий член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.
Если все равно СМС не приходит, нужно обратиться в службу поддержки портала. Им стоит писать и в случае различных инцидентов. Например, если пользователь замечает подозрительные действия со своим аккаунтом. Но перед этим нужно сделать еще несколько шагов, чтобы собрать информацию, которая поможет найти слабое звено в защите личных данных.
«Если вы получили код подтверждения с портала госуслуг, но при этом не пытались входить в личный кабинет, то в первую очередь проверьте почту или мобильный телефон на наличие подозрительных сообщений, затем войдите в аккаунт и проверьте последнюю активность», — рассказал парламентарий.
Альтернатива есть
Второй вариант входа в аккаунт — использовать одноразовые коды из специальных приложений для двухэтапной аутентификации, которые представляют собой алгоритм создания обновляемых паролей. Варианты этих приложений для разных операционных систем — Android, iOS или Harmony OS — размещены на портале госуслуг.
После выбора такого механизма подтверждения личности нужно будет отсканировать с помощью приложения предложенный порталом госуслуг QR-код или ввести секретный ключ — длинную комбинацию из цифр и английских букв. Потом в этом приложении появится отдельная запись: gosuslugi — и для входа можно будет применять коды из нее, которые будут регулярно обновляться.
Еще один популярный способ подтверждения личности — вход по биометрии. К таким данным относятся различные физические характеристики человека, которые никак нельзя подменить. Например, отпечатки пальцев или сетчатка глаза.
В случае с порталом госуслуг используется лицо пользователя, которое распознается за несколько секунд. Такую биометрию нужно зарегистрировать заранее через приложение «Госуслуги Биометрия» или в банке.
Чтобы этот способ сработал, нужно предоставить госуслугам доступ к камере, посмотреть в нее и нажать кнопку «Готово». При этом во время аутентификации стоит прямо держать голову, смотреть четко в объектив, не улыбаться, а также не скрывать глаза за темными очками или цветными линзами.