В России готовят создание социального казначейства

Правительство надеется сэкономить за счет объединения внебюджетных фондов

Правительство начало наполнение недавно созданного спецфонда для лечения больных с редкими заболеваниями. Готовится сокращение числа внебюджетных фондов путем их слияния в единственный фонд, который называют новым «социальным казначейством».

Правительство направит первые 10 млрд руб. на закупку лекарств и технических средств реабилитации для детей с орфанными заболеваниями из 60 млрд руб., запланированных в этом году, сообщил в понедельник премьер Михаил Мишустин. «По поручению президента создан фонд «Круг добра». Его главная задача – помочь детям с тяжелыми редкими заболеваниями. Фонд будет обеспечивать таких детей лекарствами», – сказал он на совещании с вице-премьерами. Мишустин отметил, что средства пойдут не только на приобретение лекарств, но и на технические средства реабилитации.

После того как Максим Топилин покинул пост главы Пенсионного фонда России (ПФР), а на его место был назначен Андрей Кигим, который ранее стоял во главе Фонда социального страхования (ФСС), пошли активные разговоры о том, что есть планы объединения ПФР с ФСС и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Объединение в целом лежит в логике административной реформы госаппарата, которую кабинет министров ведет с 1 января 2021 года и результаты которой, как говорил Мишустин, будут известны к 1 апреля этого года.

ПФР, где трудятся свыше 121 тыс. человек, занимает первое место по этому показателю в мире. В США аналогичная структура обходится вдвое меньшим количеством персонала, притом что население там вдвое больше. Ведомство давно напрашивалось на реформирование после скандалов с приобретаемым имуществом, выплатой пенсий «мертвым душам» и особенно с чередой непопулярных пенсионных реформ.

Объединение фондов точно поможет существенно сэкономить на операционных расходах, считают эксперты. «Это связано с тем, что социальные функции фондов и используемые механизмы очень близки. В итоге объединенный фонд сможет делать ту же работу, но меньшим числом сотрудников и с меньшими затратами».

Интеграция информационных систем ПФР, ФСС и ОМС может привести к их последующему объединению в рамках «социального казначейства». Теоретическим плюсом объединения может быть снижение издержек на содержание аппарата, поскольку все фонды имеют похожую региональную структуру. А ключевым риском для подобного объединения является нарушение непрерывности деятельности организаций, но это предмет профессионального управления, и таким риском можно управлять.

Процесс реорганизации фондов подтолкнула пандемия. Еще во время весеннего локдауна страховые взносы для малого и среднего бизнеса (МСБ) были снижены вдвое (с 30 до 15%), а с 1 января эта льгота продлена бессрочно. Снижение взносов было не единственной статьей падения доходов государства. Например, в 2020-м перестало существовать почти 2 млн рабочих мест. Если предположить, что каждый такой сотрудник получал по 2 МРОТ (чуть менее 25 тыс. руб.), то по сравнению с 2019 годом в бюджет недопоступило почти 15 млрд руб. взносов только за счет сокращения занятости. Понятно, что встал вопрос о более рациональном использовании доходов, сокращении издержек работы фондов. Тем более что цифровизация ускорила и оптимизировала многие процессы – работодатели видят это хотя бы по тому, что с 1 января больничные выплачиваются напрямую из ФСС. 

Объединение направлено на упрощение взаимоотношений между гражданами и государственными структурами. Речь идет в первую очередь об облегчении документооборота. Вероятно, после объединения ПФР и ФСС сократится число документов, которые граждане должны будут предоставлять в эти ведомства для получения тех или иных услуг.

С этой точки зрения объединение указанных госструктур представляется вполне логичным. Перспектива улучшения обслуживания граждан в части получения услуг, предоставляемых этими учреждениями, вполне реальна. Мы можем вспомнить, например, как было переформатировано оказание услуг в рамках организации МФЦ. Сейчас для нас это уже, что называется, рутинная реальность, а когда-то это представлялось чем-то совершенно экзотическим и мало достижимым. Если объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, а также, возможно, и некоторых других структур (например, Федерального бюро медико-социальной экспертизы) приведет к таким же подвижкам, то это можно только приветствовать. Желательно, чтобы при этом численность служащих вновь создаваемой госструктуры не превысила суммарную численность служащих объединяемых учреждений.

Марина Александровна Млаккер

Кандидат Экономических Наук

Добавить комментарий