Правительство надеется сэкономить за счет объединения внебюджетных фондов
Правительство начало наполнение недавно созданного спецфонда для лечения больных с редкими заболеваниями. Готовится сокращение числа внебюджетных фондов путем их слияния в единственный фонд, который называют новым «социальным казначейством».
Правительство направит первые 10 млрд руб. на закупку лекарств и технических средств реабилитации для детей с орфанными заболеваниями из 60 млрд руб., запланированных в этом году, сообщил в понедельник премьер Михаил Мишустин. «По поручению президента создан фонд «Круг добра». Его главная задача – помочь детям с тяжелыми редкими заболеваниями. Фонд будет обеспечивать таких детей лекарствами», – сказал он на совещании с вице-премьерами. Мишустин отметил, что средства пойдут не только на приобретение лекарств, но и на технические средства реабилитации.
После того как Максим Топилин покинул пост главы Пенсионного фонда России (ПФР), а на его место был назначен Андрей Кигим, который ранее стоял во главе Фонда социального страхования (ФСС), пошли активные разговоры о том, что есть планы объединения ПФР с ФСС и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Объединение в целом лежит в логике административной реформы госаппарата, которую кабинет министров ведет с 1 января 2021 года и результаты которой, как говорил Мишустин, будут известны к 1 апреля этого года.
ПФР, где трудятся свыше 121 тыс. человек, занимает первое место по этому показателю в мире. В США аналогичная структура обходится вдвое меньшим количеством персонала, притом что население там вдвое больше. Ведомство давно напрашивалось на реформирование после скандалов с приобретаемым имуществом, выплатой пенсий «мертвым душам» и особенно с чередой непопулярных пенсионных реформ.
Объединение фондов точно поможет существенно сэкономить на операционных расходах, считают эксперты. «Это связано с тем, что социальные функции фондов и используемые механизмы очень близки. В итоге объединенный фонд сможет делать ту же работу, но меньшим числом сотрудников и с меньшими затратами».
Интеграция информационных систем ПФР, ФСС и ОМС может привести к их последующему объединению в рамках «социального казначейства». Теоретическим плюсом объединения может быть снижение издержек на содержание аппарата, поскольку все фонды имеют похожую региональную структуру. А ключевым риском для подобного объединения является нарушение непрерывности деятельности организаций, но это предмет профессионального управления, и таким риском можно управлять.
Процесс реорганизации фондов подтолкнула пандемия. Еще во время весеннего локдауна страховые взносы для малого и среднего бизнеса (МСБ) были снижены вдвое (с 30 до 15%), а с 1 января эта льгота продлена бессрочно. Снижение взносов было не единственной статьей падения доходов государства. Например, в 2020-м перестало существовать почти 2 млн рабочих мест. Если предположить, что каждый такой сотрудник получал по 2 МРОТ (чуть менее 25 тыс. руб.), то по сравнению с 2019 годом в бюджет недопоступило почти 15 млрд руб. взносов только за счет сокращения занятости. Понятно, что встал вопрос о более рациональном использовании доходов, сокращении издержек работы фондов. Тем более что цифровизация ускорила и оптимизировала многие процессы – работодатели видят это хотя бы по тому, что с 1 января больничные выплачиваются напрямую из ФСС.
Объединение направлено на упрощение взаимоотношений между гражданами и государственными структурами. Речь идет в первую очередь об облегчении документооборота. Вероятно, после объединения ПФР и ФСС сократится число документов, которые граждане должны будут предоставлять в эти ведомства для получения тех или иных услуг.
С этой точки зрения объединение указанных госструктур представляется вполне логичным. Перспектива улучшения обслуживания граждан в части получения услуг, предоставляемых этими учреждениями, вполне реальна. Мы можем вспомнить, например, как было переформатировано оказание услуг в рамках организации МФЦ. Сейчас для нас это уже, что называется, рутинная реальность, а когда-то это представлялось чем-то совершенно экзотическим и мало достижимым. Если объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, а также, возможно, и некоторых других структур (например, Федерального бюро медико-социальной экспертизы) приведет к таким же подвижкам, то это можно только приветствовать. Желательно, чтобы при этом численность служащих вновь создаваемой госструктуры не превысила суммарную численность служащих объединяемых учреждений.